Пресса о нас


"Тувинская правда" вышла статья о постановке лермонтовского «Маскарада» Тувинского государственного театра кукол.

Коллектив молодой, полон энтузиазма и желания играть, играть и еще раз играть...

https://tuvapravda.ru/novosti/v-tuvinskom-gosudarstve..

В свежем номере газеты "Тувинская правда" вышла статья о постановке лермонтовского «Маскарада» Тувинского государственного театра кукол.

А может, надо будет задать только один вопрос: кто виновен в смерти Нины?
Читатйте 
https://tuvapravda.ru/novosti/kto-ubil-ninu/

 
В свежем номере газеты "Тувинская правда" вышла статья
"В Туве с большим успехом прошли гастроли Башкирского государственного театра кукол " https://tuvapravda.ru/novosti/v-tuve-s-bolshim-uspeho..

В Туве с большим успехом прошли гастроли Башкирского государственного театра кукол.
В этом году благодаря ей в центре Азии побывали представители Башкирского государственного театра кукол.

В конце прошлой недели гости дали три представления: одно – для взрослых «Тысяча и одна ночь» по мотивам арабских сказок в Национальном театре РТ и два – в Тувинском государственном театре кукол. Это «Лиса-сирота», где в основе башкирская народная сказка и «Приключения доктора Айболита и его друзей» по бессмертному произведению Корнея Чуковского.

Главное – зрители получили массу новых впечатлений, положительных эмоций, встретились с талантливыми артистами братского народа. Они же проявили упорство в желании познакомить нас со своим творчеством. Уфа довольно далеко, в европейской части страны, от Кызыла, гости летели до Абакана, там автобус наших кукольников встретил и довез в конечную точку путешествия. А ценный груз декораций несколько суток по земле ехал транспортом. Такой же путь домой. Но оно того стоило! Тут и благодарность больших и маленьких театралов. И знакомство с Тувой. Уфимцы увидели сокровища в Национальном музее РТ, побывали в красивом пригороде столицы Алдын-Булаке, поднялись на гору Догээ около Кызыла.

Выступали же три дня по несколько раз – насыщенные получились часы. Сначала – красочное представление для взрослых на большой сцене, Востоком так и повеяло. Это работа 2017 года, старания, колоссальные, приглашенного режиссера Петра Васильева и художника Алевтины Торик, жительницы Уфы, завоевавшей многие награды за свое волшебство. Оба мастера – обладатели российской премии «Золотая маска», за различные постановки. Использованы разные техники, не только куклы, но и теней, артисты сами активно перевоплощаются в сказочных героев. Одно мгновенно перетекает в другое, живые и игрушечные действующие лица органично подхватывают друг у друга сюжет, всё переплетено между собой «без узелков». Любо-дорого смотреть.

Радует музыкальное сопровождение, тщательно подобранное, прекрасно дополняющее действие. А сколько выдумки у постановщиков при «рождении» кукол! Они самых разных размеров, до гигантского чудища. Артисты прекрасно владеют техникой «оживления», что все создания буквально дышат. Искусство высочайшего класса.

В этом театре традиции знаменитого Сергея Образцова живы и развиваются. Что и понятно: коллектив 5 февраля этого года отметил 90-летие. А самая первая премьера была – бессмертная «Репка». Во время Великой Отечественной войны даже выезжали на фронт, о чем бережно хранят воспоминания и фотографии.

Перед нами же в «Тысяче и одной ночи» кипят нешуточные страсти: истории любви и смерти, измены и возрождения, уныния и веселья, хитростей и жизнелюбия. Декорации-трансформеры поражают выдумкой и изяществом решений «перевоплощения» создателей. Действие разворачивается динамично, пауз нет абсолютно, только успевай следить за сюжетом. Султан и Визирь, сама хитрая и мудрая красотка Шахерезада, евнух и наложницы… Истории сменяют одна другую, увлекают слушателей по обе стороны рампы. Даже есть зажигательные танцы живота, как на Востоке без них? И это же куклы исполняют, но какую бурную реакцию зрителей вызвал номер! «Дела свои поручи Судьбе…» К чему такое приводит – рассказ гостей, красочный, яркий, интересный. Можно определенно и уверенно сказать: создано с любовью, выдумкой, старанием и – творчески, где столько находок и неповторимых фирменных ходов.

Два же спектакля для детей шли с аншлагами, зал оказался даже переполнен. И как радовались дети встречам с удивительными героями! Бурно реагировали, общались с действующими лицами спектаклей. Дружно аплодировали.

Историю про хитрую Лису по мотивам народной башкирской сказки поставила Ольга Штырляева. В возведенной общими усилиями разных зверушек юрте они дружно жили, вели хозяйство, корову купили, доили ее, взбивали масло. Рыжая интриганка хотела разрушить идиллию, прикинувшись бедной сиротой, да ничего не вышло у нее против дружбы и взаимовыручки.

Интересно решение действия сюжета, он происходит на нескольких уровнях в вертикали, получается использование площади сцены и в глубину, и в высоту, и в ширину. Такая своеобразная трехмерная находка режиссера, получается, возможности площадки безграничны. А дом-юрта очень оригинальна, с разными секретами, которые срабатывают по ходу действия.

Лису-сироту играла народная артистка Республики Башкортостан Ольга Шарафутдинова. Она же – постановщик истории про Айболита, это из премьер последнего времени. Сколько здесь музыки и танцевальных номеров, ярких разнообразных кукол, что творят чудеса. И живые артисты мгновенно «превращаются» в игрушки, которые оживают в руках волшебников. Бегемот и слон, мотылек и медведь, носорог и верблюжонок, другие существа, густо населяющие сказку. Есть и элементы игры с аудиторией, на что особо бурно сразу реагируют дети. Много интересных придумок, талантливо воплощенных коллективом.

Как и положено в спектаклях для юных, есть и воспитывающая назидательность, но ненавязчивая, что лучше усваивается мальчиками и девочками. Им так после финала хотелось за занавес проникнуть: что делают полюбившиеся герои?.. Это и есть самая большая награда для артистов. Дети не хотели расставаться со сказкой. Уфимцы поведали: мир кукол удивителен, безграничен, загадочен. Подняли настроение и маленьким, и взрослым театралам.

Гостям на память вручили подарки. Они в подарок привезли красивую куклу Хумай, дочь царя птиц Самрау и Солнца из башкирского эпоса «Урал-батыр», про земного богатыря. И скоро будут встречать в Уфе наших кукольников, которые в апреле покажут в Башкирии «Я – Будда!», «Иссумбоси», «Рикки-тикки-тави».

Творческие связи развиваются.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива редакции



По темному коридору медленно шла женщина. В одной руке у нее было ружье, в другой – гармошка. Она как-то неопределенно взмахнула ружьем, и сказала, что гармошка сломалась… Что же произошло на прошлой неделе в Театре кукол?

https://tuvapravda.ru/post/universalnyj-teatr-bez-gra..

Универсальный театр без границ - Тувинская правда

«Здесь чудеса…

          

 

...здесь Леший бродит, русалка на ветвях сидит» – не такие уж чудеса, по сравнению с тем, что происходит в театре кукол «Тет-а-тет». А в театре есть волшебные предметы, здесь ничего не боятся и всегда улыбаются, здесь на практике делают то, что ученые постигают только в теории. И здесь всегда много новостей.

Март – пушкинский месяц

Дни рождения кукол отмечать не пробовали? А зря, увлекательное дело. Март – особенный месяц для кукол, которые играют пушкинские сказки. В 2015 году эти куклы показали себя в первый раз – первая часть «Сказок нянюшки», в марте 2016 года – вторая часть «Сказок нянюшки», с Золотым Петушком. А в марте этого года – куклы гастролировали по Монголии.

Углубились на территорию чужой страны, правда, недалеко, всего на 120 км. Но выступили в Улангоме. Улангом, конечно, меньше Кызыла, там всего 23 тысячи человек. Это как три Чадана примерно. Или как Ак-Довурак и Шагонар, вместе взятые. Монгольским детям сказки Пушкина очень понравились. На каком языке играли? Ну, если тувинские артисты едут в Монголию, то общим языком у них будет один – русский. Дети, кстати, все понимали, живо реагировали в нужных местах. Может быть, тут даже и язык неважен, видно же, что куклы хотят сказать!

А люди-актеры получили от монгольских коллег диплом, в котором сказано: «Мы с большим почтением поклоняемся Дружбе Монгольского и Тувинского народа». Вот как высоко оценили их работу!

Кстати, сарафан «нянюшки» - вещь очень опасная. Кто его надевает – быстро оказывается в декретном отпуске. Виктория Монгуш первая сыграла нянюшку. Ушла в декрет. Вместо нее стала играть другая актриса и тоже завела себе ребеночка. Виктория вышла из декрета, продолжила работу над этим образом… В общем, ее семья теперь опять ждет прибавления.

А директор театра, Саян Монгуш, думает, что ему теперь делать. Что делать с будущим ребенком (а это в его семье будет ребенок), он вполне представляет. Но не знает, как теперь ставить сказки Пушкина с риском «выхода из строя» очередной актрисы на год или два.

Как завелась эта мистика в «Сказках»? Начиналось вроде все хорошо. Главный художник Начын Шалык придумал куклы, Ариадна Тангыт-оол вязала крючком эти фигуры, актеры помогали набивать их поролоном… Все хорошо. Только сарафан оказался волшебным.

Ходить на работу улыбаясь

Ходить на работу улыбаясь – это великое счастье. Можно работать клерком в учреждении с громким названием, досадовать на нудную работу, ссориться с коллегами из-за чего угодно, пытаться сделать карьеру…

А можно ходить на работу – которая сама и есть удовольствие. Давать простор своей фантазии и полную волю творчеству. Можно придумывать всегда что-то новое и получать удовольствие от того, что все вокруг получают удовольствие.

А насчет зарплаты… Ну, сейчас она уже не такая маленькая. Не меньше, чем у офисных работников.

Кстати, Российский Государственный институт сценического искусства хочет набрать целую группу артистов-кукольников из Тувы. Шанс попасть туда есть у каждого, кто не боится мечтать, творить и придумывать разные разности. Единственное условие: абитуриенту должно быть не более 25 лет и он должен иметь среднее образование.

В общем, десять человек, желающих ходить на работу с улыбкой, имеют возможность сделать это.

На вопрос: «Что самое лучшее в профессии артиста-кукольника?» - сами артисты сначала отвечают как-то почти заученно: «Глаза детей, когда они так смотрят…» Но дети с не меньшим восторгом будут смотреть на продавцов мороженного. Или продавцов воздушных шаров. Должно же здесь быть что-то другое…

Потом быстро выяснили – свобода, независимость, возможность делать невероятные вещи.  Например, придумать и поставить спектакль о Гэсэре.

Благородный Кезер-Мерген

Деньги на новую постановку – всегда проблема. Но вот, с учетом прошлых заслуг, с учетом предполагаемых будущих заслуг, и вообще за то, что выбрали действительно актуальную тему, театру выделили грант на постановку. Не бешеные деньги, но в общем – должно хватить. Актуальная тема – героический эпос тувинцев.

Многие читали в детстве сказку «Ачыты-Кезер-Мерген» - «Сказание о благородном Кезер-Мергене, владыке десяти стран света, победителе темных сил». Вряд ли дети поняли, что речь идет о том самом, знаменитом на весь мир Гэсэре. В мифологии монгольских, тюркских народов и народов Тибета он ниспосланный небом культурный герой - Сын Неба, небесный всадник, бог войны и царь-избранник, очищающий землю от чудовищ — демонов-мангусов. Он - первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»).

А в некоторых мифах он еще и тот, кто создал весь мир. В общем, не только героический эпос, но и отдельная мифология.

В Туве про него есть и героические сказания, и просто почти милые и уютные сказки, в которых говорится о происхождении географических названий. В 2011 году в Туве проходила III Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».  Зоя Самдан (ТИГПИ) выступала с докладом «Тэнгрианство и мифологическое наследие тувинцев». И Гэсэру, то есть Кезер-Мергену, уделила немало времени. Она полагает: «Сын Неба Гэсэр из тюрко-монгольского фольклора в устном поэтическом творчестве тувинцев фигурирует под именем Кезер, Кезер-Мерген, Кезер-Чингис, Кезер-Чингис-Хайыракан и как герой эпического сказания (напр., в тувинской версии эпоса «Гэсэр» - «Сказание о благородном Кезер-Мергене, владыке десяти стран света, победителе темных сил») и как культурный герой, демиург* в тувинских топонимических мифах («Как Кезер сотворил реку Хемчик», «Кум-Суу», «Как были сотворены горы Хан-Когей, Малый и Большой Хайыракан и река Тес» и др.)

А теперь представьте, что деяния этого демиурга будут показывать в исполнении кукол!

Гэсэр – сплошные неожиданности

Чаще всего имя Гэсэр производят от ирано-согдийской формы титула «кесарь», и тогда Кезер звучит гораздо ближе к оригиналу.

В монгольских вариантах сказаний Гэсэр обращается к властелину ада Эрлику -  «Старший брат мой». Предполагается, что Эрлик здесь может рассматриваться как умерший первый человек. В других вариантах эпоса земной отец Гэсэра - горный дух. В Википедии пишут: Иногда сам Гэсэр - властитель одной из четырёх стран света - Севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гэсэра - Кром (возможно, от Рум - иранское наименование Византии)». Не знаю, для кого Византия была на Севере. А вот если учесть Тибетские традиции и посмотреть на север от Тибета…

И Николай Рерих считал, что Гэсэр - это герой, новое воплощение которого произойдет именно в северной Шамбале.

Пока, правда, он «воплотился» еще севернее -  Борис Игнатьевич Гесер,  начальник Ночного Дозора Москвы, великий светлый иной из цикла романов о Дозорах» Сергея Лукьяненко, в «Дозорах» - это ведь реальный Гэсэр.

А сейчас будет Гэсэр - кукла? То есть не Гэсэр, а конкретно  Кезер-Мерген. Каким будет этот герой, пока не знает даже Начын Шалык – художник. А вот когда он придумает, нарисует… Ну, тогда мы все и увидим постановку в театре.

Кукольники реально обладают большой смелостью.  И у них скоро будет профессиональный праздник – день кукольника. Поздравляем артистов, весь коллектив театра кукол и, заодно, всех кукол. Они тоже молодцы!

И. Качан

 

 

Тувинский государственный театр кукол в феврале выступит в Монголии

 

 

С 7 по 9 февраля Тувинский государственный театр кукол представит монгольским ребятишкам спектакль "Сказки нянюшки о Золотом петушке"

Тувинский государственный театр кукол впервые отправляется на заграничные гастроли - в начале февраля наши артисты будут выступать в театре "Ойрад" в городе Улаангоме (Монголия) перед местными ребятишками - школьниками и дошколятами. В Монголию тувинские кукольники выезжают по приглашению принимающей стороны. Спектакль по мотивам произведений Пушкина был выбран самими улаангомцами - сказки русского классика знакомы и монгольской детворе. До Улаангома этот же спектакль Тувинский государственный театр кукол покажет для детей приграничного села Хандагайты.

Надо отметить, что 2017 год начался со значимых для тувинского театра кукол событий. 23 января руководитель театра Саян Монгуш принял участие в очередном Общем отчетном Собрании членов Гильдии театральных менеджеров, которое прошло в Центре культуры, искусства и досуга имени А. Райкина в Москве. Участники Собрания обсудили ход реализации проектов «Театральный разъезд», «Электронная Театральная Биржа», «Электронная карта обменных гастролей», «Премьерные встречи Гильдии». В собрании участвовали директор Национального музыкально-драматического театра Тувы Станислав Ириль и главный художник Национального театра Начын Шалык. Во время этой рабочей командировки удалось решить многие важные для театра кукол вопросы.

- В ходе переговоров с ректором Российского государственного института сценических искусств Александром Чепуровым достигнута договоренность о выделении 10 целевых мест для обучения будущих артистов-кукольников из Тувы, - рассказывает Саян Монгуш. - Специально для набора в Туву прибудет приемная комиссия из РГИСИ. Также из значимых результатов – в 2018 году наш театр примет участие в серии обменных гастролей между девятью кукольными театрами из других регионов страны. Ну и еще одна замечательная новость – Тувинский театр кукол и Евгений Ибрагимов, один из самых ярких и известных в нашей стране режиссеров-кукольников, в прошлом - главный режиссер Хакасского театра кукол «Сказка», лауреат премий «Золотая маска», договорились о совместной постановке спектакля для тувинского зрителя в 2018 году.